ПІДСУМКИ РОБОТИ РАДИ: ПАРЛАМЕНТ ЯК ПРЕДСТАВНИЦЬКИЙ ОРГАН ФАКТИЧНО ЗНИЩЕНИЙ (КОМЕНТАР “ДЕЛУ”)

Спустя полгода после начала работы, ровно в срок, 10 сессия Верховной Рады Украины 6 созыва была успешно закрыта. Провластное большинство называет ее успешной, оппозиция только и говорит, что о провале. И это звучит вполне логично, ведь два политических лагеря, находящихся в конфронтации, просто не могут отзываться иначе. Однако вслед за экспертами из гражданского сектора (читай не политиками) все больше именно политики даже из лояльных к власти партий о результатах работы сессии говорят не всегда охотно.Много в период работы этой сессии было спорных решений, взять, хотя бы Уголовно-процессуальный и Таможенный кодексы. Сразу появилось масса экспертов, которые негативно оценили качество этих документов и предсказали им судьбу того же Налогового кодекса, который едва ли снискал любовь предпринимателей.Но особенно масла в огонь недовольства людей работой парламента подлили события последних дней работы сессии — принятие “языкового закона” Колесниченко-Кивалова и затем, под покровом шумихи вокруг этого события, голосование еще за целый ряд противоречивых законов. Хотя о содержании этих документов уже много было сказано, возмущение вызывает и то, как они были приняты. При условии, что каждый закон получил минимум 225 голосов, в зале Рады в те дни едва была сотня депутатов. И это видно на огромном количестве фотографий и видео из сессионного зала. Нардепы голосовали и своими и чужими карточками, чего по Конституции делать нельзя, и это, к сожалению, факт.

Выборы все ближе

Эксперты Лаборатории законодательных инициатив говорят, что на качество законов и особенную заполитизированность сессии повлияли грядущие выборы в Раду. Последние дни сессии — возможность последний раз “засветиться” перед стартом кампании и оживить интерес к ключевым игрокам, которые сегодня находятся в парламенте, рассказали “Делу” в Лаборатории.

Признал это и вице-спикер парламента Адам Мартынюк, которому пришлось вести заключительное заседание вместо спикера Владимира Литвина, который подал в отставку. “Безусловно, десятая сессия является особенной в работе украинского парламента, поскольку проходила, если можно так сказать, под влиянием избирательной кампании, которая, фактически, уже стартовала”, — заявил Мартынюк перед тем, как отправить коллег на летние каникулы.

Эксперты Лаборатории отметили, что первый месяц кампании совпадает с месяцем традиционных отпусков, поэтому запаса громкости последних решений парламентской сессии должно хватить надолго.

Из-за близости выборов главная цель депутатов — поставить общество в ситуацию очередного противостояния и получить свои политические дивиденды, считают в Лаборатории. Там также отмечают, что украинские избиратели из “маленьких украинцев”, как это было при предыдущем президенте, все больше превращаются в “котят”, которых можно просто “разводить”.

Будет нужно — отменят то, что нужно

Отвечая на вопрос “Дела” о том, какие законы, принятые в этой сессии, могут быть отменены уже в следующей, глава совета Лаборатории Игорь Когут и эксперт этого учреждения Александр Заславский ответили, что таковыми могу стать многие законы в сфере государственных закупок и рынка земли.

“Этот вопрос в значительной степени зависит от результатов выборов. Если состав достаточно изменится для формирования новой коалиции, то некоторые законопроекты действительно могут быть отменены. Это может произойти и в противном случае — если политическая ситуация того потребует. Последнее утверждение в значительной степени подтверждается действиями существующего большинства в парламенте. Дело в том, что значительное количество законопроектов имеет основания быть отмененным как по причинам качества самих документов, так и по причине их откровенной лоббистской природы”, — подчеркнули эксперты.

Кстати, о том, что некачественные законы действительно составляют большую часть принятых во время десятой сессии можно судить из отрицательных выводов Главного юридического управления, которые предоставляются при подготовке законопроектов ко второму чтению. “При этом, есть немало законопроектов, которые принимаются в целом в первом чтении. Это не противоречило бы регламенту Верховной Рады, если бы не отрицательные заключения Главного научно-экспертного управления. Показательно то, что принимаются даже такие законопроекты, которые, как отмечается в экспертных заключениях, противоречат Конституции Украины”, — отмечают эксперты Лаборатории законодательных инициатив.

Думаю, полезно будет ввиду вышесказанного взглянуть на статистику.

Как отрапортовал перед нардепами Мартынюк, за 40 дней пленарной работы Рады состоялось 60 утренних и вечерних пленарных заседаний, в том числе одно внеочередное. Депутаты планировали рассмотреть 833 вопроса, еще 203 были включены дополнительно по ходу дела.

За время работы сессии были приняты решения по 736 проектам законов. Принято или подтверждено 222 закона, одобрен в первом чтении 71 проект, 443 возвращено на доработку, отклонено и снято с рассмотрения.

Рада рассмотрела 14 законопроектов, поданных президентом Украины, 175 — Кабинетом Министров, 1 — Нацбанком и 546 — народными депутатами.

По словам Мартынюка, самыми популярными стали законы отраслевого развития (227) и экономической политики (209).

Из всех принятых парламентом подписано и уже действуют 128 законов Украины.

“Я, уважаемые коллеги, и для вас, и особенно для избирателей подчеркиваю, что иногда нас обвиняют, что Верховная Рада принимает мало. К сожалению, у нас больше законов, чем надо. Вопрос в другом, как мы соблюдаем их выполнения и как, в том числе наши комитеты, контролируют соблюдение выполнения решений, принятых Верховной Радой”, — отметил в завершение Мартынюк.

Мартынюк посетовал также, что очень много парламентского времени ушло на законы, которые впоследствии депутаты отклонили или вовсе сняли с рассмотрения — таких за сессию было 372.

Политическая конъюнктура

Кстати, о комитетах. В Лаборатории констатируют, что они, по сути, из “дискуссионной кухни законотворчества” превратились в перегруженные проектами законов механизмы поддержки инициатив большинства.

Эксперты отмечают, что вообще среди сомнительных законопроектов, принятых на ушедшей в историю сессии, есть и такие, которые можно назвать ситуативными, принятие которых вызвано политической конъюнктурой. Наиболее яркий пример — закон, которым был изменен формат увольнения и назначения спикера — чтобы это можно было сделать только силами коалиции.

Причем закон этот принят день в день с официальной регистрацией заявления об отставки Литвина, без заключения профильного комитета и Главного научно-экспертного управления. Но это характерно вообще для многих законов 10-й сессии. Что в то же время дает еще больше оснований в случае чего эти законы отменить.

“К категории лоббистских можно отнести законопроекты, направленные на исключение тех или иных сфер из поля действия Закона Украины “Об осуществлении государственных закупок”, или законы, согласно которым предлагается предоставить льготы на НДС, налог на прибыль предприятий, на ввозную пошлину, земельный налог и другие”, — также отметили в Лаборатории.

Итого

В итоге, в Лаборатории отмечают, что парламент “как представительский орган фактически уничтожен”. А для возобновления к нему доверия просто нет достаточных оснований, к тому же зависит это и от качества партий, и от достоинства избирателей, и от правдивости политиков.

“Функции контроля Верховная Рада Украины почти никогда эффективно не реализовывала. В свое время у Счетной палаты была перспектива стать независимым органом контроля над публичными финансами, но этого не произошло. Да и институт Уполномоченного по правам человека по-настоящему не состоялся… Народные депутаты, не “привязанные” к избирателю, не имеют мотивации быть подотчетными и открытыми. Законодательный процесс последних лет — преимущественно нарушения регламента и процедур, это уже не говоря о нарушении статьи 84 Конституции Украины (личное голосование). Парламент перестал быть местом, где принимаются хорошие решения. Здесь давно принимают “нужные” законы”, — заключают эксперты. Они, конечно, признают, что есть и полезные решения, но они просто тонут в вале некачественных, популистских и лоббистских.

Вместо post scriptum.

Видимо, в самом парламенте это замечают едва ли. Ведь закрывая работу сессии вице-спикер Мартынюк заявил, что “искренне благодарен вам всем за плодотворную работу” и пожелал коллегам “хорошего политического сезона”.

Автор: Роман Колгушев, “Дело”.

 версiя для друку Наверх  наверх
 надiслати лiнк  У попереднiй роздiл

Залишити відповідь